Виновники экономического роста
Станислав Розмирович

Интерес к быстрорастущим компаниям (БРК) объясняется той ролью, которую они играют в любой экономике. Именно газели являются главным мотором экономического роста. Относясь к разным отраслям и регионам, будучи очень разными по размерам и основаниям для своего роста, все они схожи в том, что в течение нескольких лет резко увеличивают масштабы своего бизнеса и присутствия на рынке. Такие компании обнаруживаются и в периоды общего экономического спада (как в 2020 г.), и в годы подъема (как в 2023 г.). Чтобы понять, каковы характеристики этого разнородного слоя бизнеса и как они меняются со временем, Институт менеджмента инноваций ВШБ НИУ ВШЭ провел исследование российских БРК.

Для определения БРК были взяты за образец критерии, предложенные ОЭСР: рассматривались компании с числом занятых более 10 человек, имеющие ненулевую выручку в 2020 и 2023 гг., а главное — продемонстрировавшие среднегодовой рост выручки (в сопоставимых ценах) на уровне 20% и более в период с 2020 по 2023 г. В качестве источника информации о компаниях использовались сведения из их налоговой отчетности, аккумулированные информационно-аналитической системой FIRA PRO.

Выяснилось, что из 1,5 млн компаний с ненулевой выручкой на 2023 г., представленных в этой системе, только 185 000 (12%) имели более 10 занятых (именно эту группу мы в дальнейшем изложении будем называть «все компании»). Среди них оказалось 38 000 БРК, которые показали рост выручки более 20% в год — это 2,5% от общего числа и 21% от компаний с 10 занятыми. Число БРК могло бы оказаться и существенно больше, но по очень многим компаниям из тех секторов, где в 2023 г. отмечен наибольший экономический рост (например, ОПК, электроника, IТ), данные бухгалтерской отчетности закрыты для публичного представления.

Роль БРК в экономике

За прошедшие четыре года число БРК в России существенно выросло. Если в 2020 г. их было 28 600, то в 2021 г. — уже 29 600, в 2022 г. — 29 800, а в 2023 г. произошел резкий рост до 38 000. Это отражает ситуацию общего роста экономики в 2023 г. и свидетельствует о том, что такой рост невозможен без увеличения числа БРК.

Еще один способ замерить значение газелей для национальной экономики — это оценить, каков вклад прироста выручки БРК в совокупный прирост выручки всех компаний, действующих в стране. Расчеты показали, что из 185 000 всех компаний у 43% (80 000) выручка за период 2020—2023 гг. вообще снизилась — совокупно на 11,9 трлн руб. У 36% (68 000 компаний) выручка за этот же период выросла, но менее чем на 20% - на 7,2 трлн руб. И только у 21% рост составил 20% и более (это и есть те самые 38 000 БРК) — в этой группе выручка выросла на 21,4 трлн руб. Общий прирост выручки у тех компаний, где она увеличилась, — около 29 трлн руб. Таким образом, составляя в 2023 г. всего пятую часть от всех компаний, БРК обеспечили 75% прироста выручки в 2020—2023 гг. Экстраполируя выводы, полученные на данных массива компаний с числом занятых более 10 человек, на все российские компании, можно утверждать, что проведенное исследование подтверждает для России выводы ряда зарубежных исследователей о том, что именно БРК обеспечивают основной вклад в экономический рост своих стран.
Анализ данных по совокупной численности сотрудников подтверждает также вывод о решающем значении БРК в создании новых рабочих мест. Авторы исследования рассмотрели те же три группы компаний: без роста выручки, с ростом выручки менее 20% и собственно БРК. В БРК в 2020—2023 гг. было создано 1,1 млн новых рабочих мест; в компаниях с ростом выручки менее 20% в год прирост составил 328 000. А в компаниях без роста выручки число рабочих мест сократилось на 955 единиц. Таким образом, БРК вносят основной вклад в создание новых рабочих мест, при этом больше половины из них (56%) были обеспечены за счет перетока кадров из менее быстрорастущих предприятий.

БРК не только создают новые рабочие места — они создают высокоэффективные рабочие места, обеспечивающие большую выработку на одного занятого. В целом по всем компаниям в период с 2020 по 2023 г. выработка росла на 6% ежегодно и увеличилась с 6 млн до 7 млн руб. на человека. При этом компании без роста выручки снизили выработку с 6,3 млн до 4,8 млн руб. на одного сотрудника, т. е. в среднем она сокращалась на 8% ежегодно. Компании с ростом выручки менее 20% увеличили размер выработки в минимальной степени (с 5,7 млн руб. в 2020 г. до 6,8 млн руб. в 2023 г., рост на 6% ежегодно). Одновременно у БРК выработка резко выросла: с 5,5 млн руб. в 2020 г. до 10,8 млн руб. в 2023 г. — почти в 2 раза, рост на 25% ежегодно. Таким образом, бизнес российских БРК растет за счет повышения производительности труда, а не экстенсивного расширения.
Основные характеристики БРК

Средний возраст БРК в 2023 г. составил 11,9 года, всех анализируемых компаний — 14,01 года. Кроме того, возраст газелей имеет тенденцию к уменьшению. В 2023 г. БРК становились прежде всего недавно созданные компании — это скорее не стартапы, а предприятия, уже имеющие опыт работы на рынке в течение нескольких лет.

Основная часть БРК (83%) — микро- и малые предприятия, в том числе 40% микропредприятия и 43% малые предприятия. Доля средних предприятий — 10%, а крупных — 7%. Сравнение газелей со структурой всех компаний показывает заметные отличия. Например, среди БРК значительно меньше доля микропредприятий — 40% по сравнению с 58% среди всех компаний. Вывод: газели отличаются относительно большим размером бизнеса по сравнению со всей совокупностью российских компаний, т. е. отечественный микробизнес в 2023 г. был не слишком склонен к быстрому росту.
У большинства БРК выручка в 2020–2023 гг. росла с минимальным превышением барьерных 20% в год, отделяющих их от остальных – «медленно растущих» – компаний. Со средним темпом 20–30% росли 39% газелей. Еще 22% БРК прирастали на 30–40% в год. При этом весьма весомую долю БРК (27%) составляют компании, увеличивавшие свою выручку на 50% и более ежегодно: 8% росли темпами 50–60%, 5% – 60–70%, а 14% – более 70%.

В 2023 г. БРК были представлены во всех федеральных округах и в 80 субъектах Федерации. В целом региональная структура БРК и всех компаний различается незначительно. Лидируют с существенным отрывом три наиболее экономически развитых региона – в них сконцентрировано 54% БРК. Это Москва (19% БРК и 17% всех), Приволжский федеральный округ (18% как БРК, так и всех компаний), Центральный федеральный округ (17% БРК и 18% всех компаний).

Относительно региональной структуры БРК можно сделать три вывода. Во-первых, она в целом мало отличается от аналогичной структуры по всем компаниям. То есть БРК не концентрируются в регионах особым, отличным от остального бизнеса образом, а представлены прямо пропорционально общей деловой активности. Во-вторых, основными центрами притяжения БРК являются наиболее экономически и инфраструктурно развитые регионы. В-третьих, региональная структура из года в год остается относительно стабильной. Разве что в последние два года наметилась некоторая тенденция к повышению доли БРК в Москве и Санкт-Петербурге.

Среди технологических секторов на первых позициях с явным отрывом от остальных расположились три сектора: торговля (18%), строительство (13,9%) и наукоемкие рыночные услуги (12,6%). Впрочем, если посчитать совокупную долю БРК, относящихся к промышленным секторам, то они выйдут на третью позицию.
Выделим среди всех секторов те, которые относятся к категории «высокотехнологичные». Это такие секторы, как высокотехнологичное производство, средне-высокотехнологичное производство и высокотехнологичные наукоемкие услуги. БРК, работающих в высокотехнологичных секторах, 13,4%, среди всех компаний — 11% (превышение на 22%), что говорит о достаточно высокой деловой активности в этой группе секторов. С 2020 г. доля сектора среди БРК выросла незначительно: с 12,4 до 13,4% (+8%).
Автор — заместитель директора Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

09.12.2024